пятница, 11 ноября 2016 г.

6 Немного любимой булгаковщины

     Поход по булгаковским местам я планировала давно. Маршрут предполагался следующий: музей «Нехорошая квартира», что на Большой Садовой, Патриаршие пруды (это совсем рядом), булгаковский сквер в Спиридоньевском переулке (тоже рядом). А затем – по Малой Бронной до Тверского бульвара и дальше по бульварам до Нового Арбата. Зачем? Да где-то в интернете вычитала, что на Большой Молчановке есть мастерская скульптора Рукавишникова, во дворе которой стоят скульптуры по «Мастеру и Маргарите». В частности, автомобиль с водителем-грачом, на котором Маргарита прибыла на бал.
 

            Действительность же, как обычно, внесла в планы безжалостные коррективы. Выяснилось, что информация у меня была далеко не полная и не вполне достоверная. Поэтому в результате получилось два похода. Однако – по порядку.
            Так как маршрут предполагался довольно-таки длинный, ехать я решила прямо к открытию музея, к полудню. Сказано – сделано. Поехала одна, так уж получилось. Каково же было моё изумление, когда, войдя в начале первого во двор дома № 10 по Большой Садовой, я уткнулась в вывеску музея, на которой было написано «с 13 часов»! А между тем, в арке, ведущей во двор, имелась другая вывеска, где, как и на сайте, значилось 12. Непонятненько.
Помимо нескольких человек, обескураженных не менее меня, во дворе нашлось много чего: скульптура, изображающая Коровьева с Бегемотом, ретро автобус и автомобиль для экскурсий по булгаковским местам, симпатичные скамейки и фонари. Всё это хорошо, но ждать открытия почти час? Пораскинув мозгами, я решила пока прогуляться на Патриаршие и найти сквер, который видела на карте, когда обдумывала маршрут.


Денёк 1 ноября выдался солнечный, что способствовало приятной прогулке. Для тех, кто не в курсе: Патриаршие пруды так же, как и Чистые, состоят всего из одного водоёма. Квадратный такой пруд, по периметру – аллеи, лавочки, дома. Именно здесь начинается действие великого романа. Только там была весна, жаркая весна.
Не знаю, по какой причине именно на Патриарших стоит памятник Крылову, а также скульптурные иллюстрации к его басням. На мой взгляд, памятник Булгакову был бы уместен. Тем более что скульптур – и очень хороших, как выяснилось, скульптур! – на эту тему хватает.

Обойдя вокруг пруда, я двинулась по Малой Бронной, попутно заглядывая во все переулки по левую руку. Спиридоньевский как-то проморгала и дошла аж до Большой Бронной. Собственно, уже бульвар впереди показался. Надо возвращаться. И я повернула назад, спрашивая у встречных людей с колясками о переулке. Только одна мамаша неуверенно махнула рукой в ту сторону, которая и предполагалась. Всё-таки иногда жаль, что нет навигатора.
Спиридоньевский кое-как отыскала. Нашёлся и сквер, но ничего булгаковского в нём нет: тупо четыре лавочки вокруг квадратной клумбы. Другими скверами в округе не пахнет.
Ладно. Вернулась к дому Булгакова, зашла в музей. Ещё один сюрприз – вход свободный. И вот тут бы мне задуматься: что ж за чертовщина такая? Другое время открытия, бесплатный вход, первый этаж, номера квартиры не видно, стены в подъезде не разрисованы… Но я благополучно продолжала тупить.
Дедушка-привратник попросил не заходить в комнату, где была групповая экскурсия. А остальные помещения, дескать, в вашем распоряжении. В том числе, и буфет с чаем/кофе/вкусняшками. Насчёт перекуса были другие планы, и буфет я проигнорировала. Покрутилась по комнатам. Пианино. Зеркало, занавешенное якобы паутиной. Кровавые пятерни на стекле и  драпировках. На столе, рядом с пишущей машинкой, трёхлитровая банка якобы с человеческой головой. Прикольно.

Я, хоть и люблю Булгакова, не могу назвать себя экспертом по его творчеству. Что-то читала неоднократно, что-то вообще не читала. Из того, что читано, отрезанная голова фигурирует лишь в «Мастере». И у головы этой там были определённые приключения, но уж в банке её не точно заспиртовывали. Нет-нет, я не ворчу, просто мысли вслух.
Когда выходила, всё тот же привратник посоветовал заглянуть в соседний подъезд.
– А что там? – спросила я.
– Ну, вы зайдите, – уклончиво ответил дед.
Спасибо! Ведь я бы так и ушла, недоумевая: что же это было? А «Нехорошая квартира» как раз и находится в соседнем подъезде. Вот ведь чёрт, а? В первом подъезде с красочными вывесками и скульптурой Коровьев/Бегемот расположен музей «Булгаковский дом», чтоб ему всяческого процветания! Шут знает, когда он появился. Скорее всего, недавно. В этом году у Булгакова очередной юбилей, так что неудивительно.
Словом, в соседнем подъезде всё встало на свои места. Стены немилосердно, хоть и вполне пристойно разрисованы почитателями. Подниматься пришлось на четвёртый (последний) этаж. А это с учётом высоты потолков в старых домах не так-то просто, доложу я вам. Соседей нехорошей квартиры стало немного жалко: не хотела бы я жить в одном подъезде со святыней.

В прихожей нехорошей квартиры сидит бабулька, ничем не напоминающая Геллу. Вход платный, как и положено. Квартира прикольная. Во времена Булгакова это была коммуналка. Длинный коридор, справа – двери в комнаты. Любопытная деталь: над дверями комнат есть довольно большие овальные окошки, чтобы в коридор попадало хоть немного света.
Народу было мало, но наблюдалась некоторая суета. Похоже, ожидалась съёмка: один парень бродил с профессиональной камерой. Кроме комнат, я сунула нос в кухню. Вот это они зря. Из кухни сделали свалку всякого старого барахла. Утюги, самовары, пожарная каска, в раковине – гора посуды. Ну, не знаю… Как-то меня эта экспозиция не согрела. А в комнатах понравилось, приятная обстановка.

Топать до Бульварного кольца ещё раз пешком мне уже не улыбалось, и я проехала одну остановку на метро. Двинулась по чётной стороне Тверского бульвара, поскольку отобедать было решено в столовой, что находится в доме 18. Будете в тех краях, имейте в виду это скромное и незаметное заведение. Через дом от МХАТа, вход под аркой. Работает, правда, только с 12 до 16 часов, в обед. Народу мало – все ведь ломятся в обрыдлый Макдональдс, что практически напротив. Средний чек в этой столовой 300 рублей, что для Москвы очень мало. Я шиканула на 360 (салат огурцы+помидоры, морс, борщ, запеканка). Всё неимоверно вкусно, еда практически домашняя, порции большие. Весьма достойный борщ, а запеканка вообще сразила наповал: она состояла из жареной с луком картошки, курятины и шампиньонов. И всё это – под толстой сырной корочкой. Едва осилила. Хотелось просипеть «ща спою», но не смогла…
Однако программа ещё не была исчерпана, и я вразвалочку двинулась дальше по бульварам. Фотик опять начал жаловаться, что батарея разряжена. Блин! Я его теперь заряжаю после каждой съёмки, и всё равно не хватает! Интересно, можно ли заменить аккумулятор? Надо выяснить это. Короче, на бульварах я не снимала, чтобы сберечь оставшийся заряд для скульптур. И зря, как выяснилось. На бульварах попадалось много прикольного. Ладно, как-нибудь в другой раз.
Большую Молчановку я искала намного дольше, чем Спиридоньевский. Даже народ с колясками ничем не помог. Нашла-таки. И дом нужный в конце концов обнаружила, уже будучи практически без ног. Вот только двор этого чёртового дома был пуст! Из скульптур – лишь Пушкин, томно раскинувшийся на скамейке. Или на диване? Не помню уже, до того устала топтать родную столицу.
Вернувшись домой и немного переведя дух, стала по новой терзать бога Яндекса. И выяснила, что скульптуры с Б. Молчановки ещё в прошлом году перевезли на Земляной вал, где у Рукавишникова имеется культурный центр с мастер-классами, арт-кафе и прочими радостями для творческих людей, тяготеющих к ваянию. Это совсем недалеко от усадьбы «Высокие горы», которую мы недавно посетили, – буквально через неширокую Яузу.
И позавчера, 9 ноября, мы с Галкой туда отправились. На Земляном валу сразу две скульптуры по роману: автомобиль и, собственно, Мастер с Маргаритой. Обнявшихся главных героев, недолго думая, поставили на заднее сиденье авто. Не скажу, что меня привело в восторг такое решение, да и само место – не ахти. На Патриарших да по отдельности эти скульптуры смотрелись бы куда лучше. Но… Памятный камень гласит, что на Патриаршие всю эту красоту не пустили власти, чёрт бы их побрал.

А кабриолет роскошный! Он огромен: метров 6-7 длиной, и сделан так, что рассматривать можно часами, находя всё новые детали. Обводы, пусть отдалённо, напоминают «Mercedes-Benz 540 K Special Roadster»: первая машина вот в этой статье (на этот сайт я пишу на заказ).
Мощные крылья покрыты перьями, салон изнутри – чешуёй. Откидной верх в виде клешней рака, рама ветрового стекла – как две швейные машинки. Рисунок протекторов – масти игральных карт. Классная машина.

Интересно, есть ли скульптура Воланда и, если да, то куда её поставили? Как выяснилось, Коровьев с Бегемотом, что стоят во дворе дома «302-бис», тоже изваял Рукавишников. Респект мастеру, у него весьма достойные работы.
Вот такая у меня получилась булгаковщина. Кому интересно, прочтите ещё стихотворение «Перед балом». Оно по мотивам романа, как нетрудно догадаться.
*
Мои электронные книги можно найти
здесь

6 комментариев:

  1. Огромная благодарность за экскурсию. Очень интересно. Не каждый день можно так, в виртуале погулять по Москве, тем более - булгаковщина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень душевная получилась экскурсия. Побольше бы таких.

      Удалить
  2. Мария, как вы замечательно проводите свободное время! Можно путешествовать глядя на фотографии, сделанные вами, но это тоже очень приятно и познавательно. Мне нравятся маршруты ваших путешествий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, Софья. Стараюсь выбирать приятные маршруты. Будет желание - присоединяйтесь хоть виртуально :)

      Удалить
  3. Здорово! Только не совсем поняла зачем делать две квартиры в разных подъездах))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и мне непонятно. Квартира № 50 давно является музеем. Именно в ней одно время жил Булгаков и описал её в "Мастере и Маргарите" как "нехорошую". Зачем и кому понадобился второй музей под названием "Булгаковский дом", не понимаю. Ведь не затем же, чтобы посетителей с толку сбивать? :)

      Удалить