Поход по булгаковским
местам я планировала давно. Маршрут предполагался следующий: музей «Нехорошая
квартира», что на Большой Садовой, Патриаршие пруды (это совсем рядом),
булгаковский сквер в Спиридоньевском переулке (тоже рядом). А затем – по Малой
Бронной до Тверского бульвара и дальше по бульварам до Нового Арбата. Зачем? Да
где-то в интернете вычитала, что на Большой Молчановке есть мастерская
скульптора Рукавишникова, во дворе которой стоят скульптуры по «Мастеру и
Маргарите». В частности, автомобиль с водителем-грачом, на котором Маргарита
прибыла на бал.
Действительность же, как обычно, внесла в планы
безжалостные коррективы. Выяснилось, что информация у меня была далеко не
полная и не вполне достоверная. Поэтому в результате получилось два похода. Однако
– по порядку.
Так как маршрут предполагался довольно-таки длинный, ехать
я решила прямо к открытию музея, к полудню. Сказано – сделано. Поехала одна,
так уж получилось. Каково же было моё изумление, когда, войдя в начале первого во
двор дома № 10 по Большой Садовой, я уткнулась в вывеску музея, на которой было
написано «с 13 часов»! А между тем, в арке, ведущей во двор, имелась другая
вывеска, где, как и на сайте, значилось 12. Непонятненько.
Помимо
нескольких человек, обескураженных не менее меня, во дворе нашлось много чего: скульптура,
изображающая Коровьева с Бегемотом, ретро автобус и автомобиль для экскурсий по
булгаковским местам, симпатичные скамейки и фонари. Всё это хорошо, но ждать
открытия почти час? Пораскинув мозгами, я решила пока прогуляться на Патриаршие
и найти сквер, который видела на карте, когда обдумывала маршрут.
Денёк
1 ноября выдался солнечный, что способствовало приятной прогулке. Для тех, кто
не в курсе: Патриаршие пруды так же, как и Чистые, состоят всего из одного
водоёма. Квадратный такой пруд, по периметру – аллеи, лавочки, дома. Именно здесь
начинается действие великого романа. Только там была весна, жаркая весна.
Не
знаю, по какой причине именно на Патриарших стоит памятник Крылову, а также
скульптурные иллюстрации к его басням. На мой взгляд, памятник Булгакову был бы
уместен. Тем более что скульптур – и очень хороших, как выяснилось, скульптур!
– на эту тему хватает.
Обойдя
вокруг пруда, я двинулась по Малой Бронной, попутно заглядывая во все переулки
по левую руку. Спиридоньевский как-то проморгала и дошла аж до Большой Бронной.
Собственно, уже бульвар впереди показался. Надо возвращаться. И я повернула
назад, спрашивая у встречных людей с колясками о переулке. Только одна мамаша
неуверенно махнула рукой в ту сторону, которая и предполагалась. Всё-таки
иногда жаль, что нет навигатора.
Спиридоньевский
кое-как отыскала. Нашёлся и сквер, но ничего булгаковского в нём нет: тупо четыре лавочки вокруг квадратной клумбы. Другими скверами в округе не
пахнет.
Ладно.
Вернулась к дому Булгакова, зашла в музей. Ещё один сюрприз – вход свободный. И вот
тут бы мне задуматься: что ж за чертовщина такая? Другое время открытия,
бесплатный вход, первый этаж, номера квартиры не видно, стены в подъезде не
разрисованы… Но я благополучно продолжала тупить.
Дедушка-привратник
попросил не заходить в комнату, где была групповая экскурсия. А остальные
помещения, дескать, в вашем распоряжении. В том числе, и буфет с
чаем/кофе/вкусняшками. Насчёт перекуса были другие планы, и буфет я
проигнорировала. Покрутилась по комнатам. Пианино. Зеркало, занавешенное якобы
паутиной. Кровавые пятерни на стекле и драпировках. На столе, рядом с пишущей машинкой, трёхлитровая
банка якобы с человеческой головой. Прикольно.
Я,
хоть и люблю Булгакова, не могу назвать себя экспертом по его творчеству. Что-то
читала неоднократно, что-то вообще не читала. Из того, что читано, отрезанная
голова фигурирует лишь в «Мастере». И у головы этой там были определённые
приключения, но уж в банке её не точно заспиртовывали. Нет-нет, я не ворчу,
просто мысли вслух.
Когда
выходила, всё тот же привратник посоветовал заглянуть в соседний подъезд.
–
А что там? – спросила я.
–
Ну, вы зайдите, – уклончиво ответил дед.
Спасибо!
Ведь я бы так и ушла, недоумевая: что же это было? А «Нехорошая квартира» как
раз и находится в соседнем подъезде. Вот ведь чёрт, а? В первом подъезде с
красочными вывесками и скульптурой Коровьев/Бегемот расположен музей «Булгаковский
дом», чтоб ему всяческого процветания! Шут знает, когда он появился. Скорее всего,
недавно. В этом году у Булгакова очередной юбилей, так что неудивительно.
Словом,
в соседнем подъезде всё встало на свои места. Стены немилосердно, хоть и вполне
пристойно разрисованы почитателями. Подниматься пришлось на четвёртый (последний)
этаж. А это с учётом высоты потолков в старых домах не так-то просто, доложу я
вам. Соседей нехорошей квартиры стало немного жалко: не хотела бы я жить в одном подъезде со святыней.
В
прихожей нехорошей квартиры сидит бабулька, ничем не напоминающая Геллу. Вход платный,
как и положено. Квартира прикольная. Во времена Булгакова это была коммуналка. Длинный
коридор, справа – двери в комнаты. Любопытная деталь: над дверями комнат есть
довольно большие овальные окошки, чтобы в коридор попадало хоть немного света.
Народу
было мало, но наблюдалась некоторая суета. Похоже, ожидалась съёмка: один
парень бродил с профессиональной камерой. Кроме комнат, я сунула нос в кухню. Вот
это они зря. Из кухни сделали свалку всякого старого барахла. Утюги, самовары,
пожарная каска, в раковине – гора посуды. Ну, не знаю… Как-то меня эта
экспозиция не согрела. А в комнатах понравилось, приятная обстановка.
Топать
до Бульварного кольца ещё раз пешком мне уже не улыбалось, и я проехала одну
остановку на метро. Двинулась по чётной стороне Тверского бульвара, поскольку
отобедать было решено в столовой, что находится в доме 18. Будете в тех краях,
имейте в виду это скромное и незаметное заведение. Через дом от МХАТа, вход под
аркой. Работает, правда, только с 12 до 16 часов, в обед. Народу мало – все
ведь ломятся в обрыдлый Макдональдс, что практически напротив. Средний чек в
этой столовой 300 рублей, что для Москвы очень мало. Я шиканула на 360 (салат
огурцы+помидоры, морс, борщ, запеканка). Всё неимоверно вкусно, еда практически
домашняя, порции большие. Весьма достойный борщ, а запеканка вообще сразила наповал: она
состояла из жареной с луком картошки, курятины и шампиньонов. И всё это – под
толстой сырной корочкой. Едва осилила. Хотелось просипеть «ща спою», но не смогла…
Однако
программа ещё не была исчерпана, и я вразвалочку двинулась дальше по бульварам. Фотик
опять начал жаловаться, что батарея разряжена. Блин! Я его теперь заряжаю после
каждой съёмки, и всё равно не хватает! Интересно, можно ли заменить аккумулятор?
Надо выяснить это. Короче, на бульварах я не снимала, чтобы сберечь оставшийся
заряд для скульптур. И зря, как выяснилось. На бульварах попадалось много
прикольного. Ладно, как-нибудь в другой раз.
Большую
Молчановку я искала намного дольше, чем Спиридоньевский. Даже народ с колясками
ничем не помог. Нашла-таки. И дом нужный в конце концов обнаружила, уже будучи
практически без ног. Вот только двор этого чёртового дома был пуст! Из скульптур
– лишь Пушкин, томно раскинувшийся на скамейке. Или на диване? Не помню уже, до
того устала топтать родную столицу.
Вернувшись
домой и немного переведя дух, стала по новой терзать бога Яндекса. И выяснила,
что скульптуры с Б. Молчановки ещё в прошлом году перевезли на Земляной вал,
где у Рукавишникова имеется культурный центр с мастер-классами, арт-кафе и
прочими радостями для творческих людей, тяготеющих к ваянию. Это совсем
недалеко от усадьбы «Высокие
горы», которую мы недавно посетили, – буквально через неширокую Яузу.
И
позавчера, 9 ноября, мы с Галкой туда отправились. На Земляном валу сразу две
скульптуры по роману: автомобиль и, собственно, Мастер с Маргаритой. Обнявшихся
главных героев, недолго думая, поставили на заднее сиденье авто. Не скажу, что
меня привело в восторг такое решение, да и само место – не ахти. На Патриарших
да по отдельности эти скульптуры смотрелись бы куда лучше. Но… Памятный камень гласит,
что на Патриаршие всю эту красоту не пустили власти, чёрт бы их побрал.
А
кабриолет роскошный! Он огромен: метров 6-7 длиной, и сделан так, что
рассматривать можно часами, находя всё новые детали. Обводы, пусть отдалённо,
напоминают «Mercedes-Benz 540 K Special Roadster»: первая машина вот в этой статье
(на этот сайт я пишу на заказ).
Мощные
крылья покрыты перьями, салон изнутри – чешуёй. Откидной верх в виде клешней
рака, рама ветрового стекла – как две швейные машинки. Рисунок протекторов –
масти игральных карт. Классная машина.
Интересно,
есть ли скульптура Воланда и, если да, то куда её поставили? Как выяснилось, Коровьев
с Бегемотом, что стоят во дворе дома «302-бис», тоже изваял Рукавишников. Респект
мастеру, у него весьма достойные работы.
Вот
такая у меня получилась булгаковщина. Кому интересно, прочтите ещё
стихотворение «Перед
балом». Оно по мотивам романа, как нетрудно догадаться.
*
Мои электронные книги можно найти здесь
Мои электронные книги можно найти здесь
Огромная благодарность за экскурсию. Очень интересно. Не каждый день можно так, в виртуале погулять по Москве, тем более - булгаковщина.
ОтветитьУдалитьДа, очень душевная получилась экскурсия. Побольше бы таких.
УдалитьМария, как вы замечательно проводите свободное время! Можно путешествовать глядя на фотографии, сделанные вами, но это тоже очень приятно и познавательно. Мне нравятся маршруты ваших путешествий!
ОтветитьУдалитьЯ очень рада, Софья. Стараюсь выбирать приятные маршруты. Будет желание - присоединяйтесь хоть виртуально :)
УдалитьЗдорово! Только не совсем поняла зачем делать две квартиры в разных подъездах))
ОтветитьУдалитьВот и мне непонятно. Квартира № 50 давно является музеем. Именно в ней одно время жил Булгаков и описал её в "Мастере и Маргарите" как "нехорошую". Зачем и кому понадобился второй музей под названием "Булгаковский дом", не понимаю. Ведь не затем же, чтобы посетителей с толку сбивать? :)
Удалить