суббота, 18 августа 2018 г.

0 На Куршской косе

       Тема поездки в Калининград далеко не исчерпана, однако навалившиеся дела коварно не позволяют развивать её так активно, как хотелось бы и как она того заслуживает. Славный град Кенигсберг, да будет вам известно, окружён на диво интересными и живописными окрестностями. Многое меня там удивило и даже поразило, ибо явилось совершенной неожиданностью.

            Однако по порядку. На следующий после приезда день, 2 августа, у нас состоялась экскурсия на Куршскую косу. Гидом был приятный молодой человек по имени Алексей. Такие вот индивидуальные экскурсии – весьма удобная штука. Это вам не автобус, набитый несколькими десятками туристов, среди которых и невменяемые дети, и любознательные, но уже немощные старички. Постоянно кого-то надо ждать и сплошные «посмотрите направо/налево/проехали». Нет и ещё раз нет! Лично нанятый экскурсовод ориентируется на интересы заказчиков и охотно подстраивается под них. Нам, в частности, было интересно малость зависнуть на пляже. А вот слазить на водонапорную башню в Зеленоградске дамы как-то не восхотели. И орнитологическую станцию на косе не стали посещать. Алексей малость сам про неё рассказал, нам вполне хватило.
            А коса, если кто не в курсе, место уникальное и даже волшебное. России, правда, принадлежит лишь около половины этой узкой ленты, отделяющей море от залива: 48 километров из 98, остальной территорией владеет Литва.
            Коса вся засажена лесом. Именно засажена, поскольку естественно выросший здесь некогда лес был в Средние века бездумно вырублен для всяких разных нужд. И пошёл песок, из которого состоит коса, гулять по воле ветров, погребая под собой селения, попадающиеся на пути. Вот и пришлось сажать деревья и прочую растительность заново. И вообще всячески препятствовать произвольному перемещению колоссальных дюн. А на песке-то мало что растёт. Поэтому преобладают на косе неприхотливые сосны, имеющие, к тому же, мощную корневую систему. Плодородный слой, который растения худо-бедно сами себе обеспечивают, здесь очень скуден: средняя толщина всего 2 сантиметра. Так что ходить по косе, где вздумается, нельзя. Но наши люди, само собой, всяческие запреты имеют в виду и старательно вытаптывают всё, до чего дотягиваются их шаловливые ножонки.
            Первая остановка у нас была в самом узком месте косы – там, где между морем и заливом расстояние всего 400 метров. Денёк выдался безветренный и жаркий. Сначала сходили на залив, который не порадовал зелёной и оттого неприятно пахучей водой. Вдоль тропы растёт малина и красная смородина, воздух крепко настоян на аромате хвои. Берег порос тростником. Тишь да гладь.
            Затем отправились на пляж, для чего надо сперва подняться на дюну по деревянному настилу, а затем спуститься по лесенке к воде. Пляж вполне дикий, но роскошный. Сразу вспомнился Гоа, хоть масштабы несколько иные. Безмятежное море оказалось довольно прохладным – не засидишься. И мелкая зелень в воде зачем-то плавает. Мы с Ольгой всё же окунулись. Это был мой второй заплыв на Балтике: первый состоялся 30 лет назад, в Юрмале. Но там глубина вообще никакущая, а здесь с этим всё в порядке.
            Примечание. Фото, на которых виднеюсь я, сделаны с аппарата Тамары. Она там разобиделась на меня за что-то и теперь игнорирует, но фотки всё же прислала в ответ на мои. Спасибо ещё раз.
 

        Это я в море мокну :)
            Немного позагорав и безуспешно поискав на берегу янтарь, мы вернулись к Алексею, который ждал у машины, и отправились на высоту Эфа. Так назвали в своё время высоченную дюну – громаду, которую сумел остановить местный товарищ по фамилии Эфа. Не в одиночку сумел, само собой. Дюна эта вела себя некогда довольно шустро, из-за чего расположенное неподалёку селение несколько раз переезжало. Точнее, переселялись его жители, бросив дома на потеху прожорливому песку. Теперь крыши спасённого от проказ дюны посёлка видны с её вершины. Туда ведёт опять же деревянная тропа, есть пара смотровых площадок. Вид с них отрывается вполне себе величественный и впечатляющий. Подъём оказался не слишком утомительным, зря я опасалась. Не очень-то хочется, знаете ли, тело пожилое напрягать в жару.
 

            Это – огороженный от проказ кабанов муравейник.
            А это – вовсе не пара юных берёзок. Это верхушка солидной берёзы, которую по горлышко засыпал песок. То есть, практически весь ствол поглотила дюна. Там хватает таких вот засыпанных деревьев. Левее виднеется вершина другой берёзы, она пока стоит рядом с дюной, а не в ней.
            Затем мы отправились обедать в рыбное кафе, где был забронирован столик. Мера отнюдь нелишняя даже в будний день, так что спасибо Алексею. Пока обедали, нескольким компаниям было отказано из-за отсутствия мест. Что же там творится по выходным? Здесь мы впервые попробовали холодный литовский борщ и влюбились в него. Порадовало и красное пиво, рекомендованное всё тем же заботливым Лёшей.
            После обеда нас ждал танцующий лес – загадочное место, феномен которого до сих пор не объяснён. На сравнительно небольшом участке произрастают сосны, у которых причудливо искривлены стволы. Причём, эти изгибы находятся низко, у самой земли, а дальше деревья тянутся к небу прямо, как им и положено. Танцуют, правда, не все сосны, но очень многие. Гипотез масса вплоть до мистики и НЛО. Недавно там специально посадили несколько сосёнок, и одну таки повело в странный танец.
        Одно из деревьев, чей ствол совершил полный оборот вокруг горизонтальной оси. Оно погибло: народ залюбил до смерти. Надо, мол, непременно пролезть через это отверстие, и будет тогда щастье. Лёша сказал, что со временем такие погибшие деревья спилят и будут выставлять в музее. Но пока они стоят.
            В общем, Куршская коса достойна того, чтобы пожить на ней какое-то время, излазив её живописные просторы хотя бы в разрешённых местах. Бог даст, ещё побываю там. У нас-то было на всё про всё 7 часов, включая дорогу. Забегая немного вперёд: Куршскую косу мы ещё раз увидели из самолёта. Алексей посоветовал для этого занять места по левому борту, что и удалось благодаря онлайн-регистрации на рейс. Выглядит она с высоты обалденно.
Из чудесатостей этого места могу отметить немалое количество экзотических и очень декоративных скумпий, растущих прямо вдоль дороги. У нас я знаю лишь одну скумпию кожевенную: её вырастили в Аптекарском огороде тамошние умельцы.
Продолжение следует.

*
Мои электронные книги можно найти
здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий