Давайте
продолжим тему, начатую в рубрике «Небольшой
ликбез». Она, как нетрудно догадаться, призвана помочь пишущей братии
создавать качественный продукт. То есть, тексты, которые не стыдно публиковать
и приятно читать: интересные, полезные, грамотные.
Как
ни жаль признавать, все мы, приверженцы писанины, являемся в той или иной степени
коллегами и последователями небезызвестного Ляписа Трубецкого. Кто не помнит
его знаменитой фразы «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом»? Пожалуй, сейчас невозможно найти автора, который бы ни разу
не ляпнул чего-нибудь эдакого. И неважно, что он пишет: статьи в личный блог
или художественную прозу.
Почему так получилось?
Недавно в одной из наших газет было интервью с Юрием Поляковым. Приведу здесь
небольшой отрывок, который даёт ответ на этот вопрос. Я полностью согласна с
известным писателем.
«В литературу пришли люди, которые не имеют к ней способностей. Ведь главная беда современных людей, которые занимаются якобы литературой, — это вербальная глухота. Они не чувствуют оттенков слова, их сочетаемости. Как говорил один знаменитый поэт, в настоящих стихах слова должны удивляться соседству. Понимаете? Вот если у тебя нет слуха, тебе не придёт в голову писать музыку. Если нет чувства цвета, тебе не придёт в голову стать живописцем. А литература обладает внешней общедоступностью. «Якобы писатели» не владеют языком, не умеют строить сюжет, прописать характер, не говоря уж о том, что у них язык из школьного словарика».
Да, Юрий
Михайлович высказался по теме довольно резко. Надо понимать, накипело. Ведь он
– главный редактор «Литературной газеты». Досыта начитался присылаемыми
шедеврами…
Ладно. Хватит
лирических отступлений, давайте перейдём к конкретным недостаткам, ошибкам и
ляпам, которые встречаются в текстах чаще всего.
1. Повторы. Сейчас даже появился новый
термин – «тошнота». Это критерий оценки текста, который как раз показывает
частоту повторения одинаковых слов. Тошнота некоторых текстов, как
художественных, так и специальных, может достигать чудовищных значений. То
есть, чтение становится буквально рвотным средством.
Как понизить
этот неприятный показатель? Очень просто: с помощью синонимов, коими так богат
русский язык. Даже если вы пишете тематическую статью о столах или шурупах, при
желании можно подобрать синонимы. А уж в художественном произведении – сам бог
велел.
2. Тавтология. По определению
тавтология – это «необоснованное повторение одних и тех же, однокоренных или
близких по смыслу слов». Кто не слышал о масле масляном? А ведь выражения
«пятиться назад», «памятный сувенир» или «рабочий кабинет» от масляного масла
недалеко ушли. Что касается ужасных словосочетаний вроде «сервисное
обслуживание» и «дарить подарки», то они уже стали нормой. Вот ведь какая
неприятность.
3. Слишком простые предложения. Помню
одну даму, с которой вместе занималась в мастер-классе прозы. Дама была весьма
плодовита и агрессивно реагировала на любую критику. А писала примерно так:
«Иван подошёл к дому. На крыльцо вышла Анастасия. Иван посмотрел на Анастасию».
Так и хочется
продолжить: «Мама мыла раму», правда? Тот самый «язык из школьного словарика»,
о котором говорил Поляков. Кстати, дама была учительницей. Надеюсь, она
преподавала несчастным детям не русский и литературу.
Вывод
очевиден: предложения следует строить по-разному. Благо, что родной язык это
позволяет.
4. Избыток оборотов. Речь о причастных
и деепричастных оборотах. Это –
другая крайность, в которую нередко бросаются начинающие прозаики. Причиной
может быть желание создать высокохудожественный текст, включающий в себя
множество «картинок». А результат получается противоположным: обилие оборотов
затрудняет восприятие и снижает художественную ценность текста.
Примеры?
Пожалуйста. «Сидя у окна, девушка смотрела на улицу, не замечая проливного
дождя». Это я прямо сейчас придумала. А вот еще – выловлено на просторах
интернета:
«И, простояв у створок лифта целую вечность, длинной с чадящую сигарету, я побежал по лестнице вниз, давя смачно хрумкающие осколки стекла».
Здесь уже и
товарищ Трубецкой узнаётся с его любовью к неуместным сравнениям.
Вывод: двух
одинаковых (причастных или деепричастных) оборотов в одном предложении быть не
должно. Разные допускаются, но и здесь надо знать меру. А слишком длинные и
запутанные фразы вообще лучше дробить.
5. Страдательный (пассивный) залог. Этой
формой глаголов также не стоит злоупотреблять. Как говорится, не гоните, да не
гонимы будете.
Продолжение
следует.
моя любимая болячка - избыточность :)))
ОтветитьУдалитьЭтим многие грешат. Сама не без... того-этого :)
УдалитьПолезная статья, точно полезная!:-) теперь вот надо решить как следовать рекомендациям.
ОтветитьУдалитьОй сломаюсь, опять сломаюсь на взлете...:-)))
Зачем же ломаться-то? Следуйте на здоровье :)
УдалитьОй, не могу:
ОтветитьУдалить"целую вечность, длинной с чадящую сигарету"
"давя смачно хрумкающие осколки стекла».
Прелесть.
Современников, пишущих как попало, конечно, много. Но помню, сколько мы у классиков находили "жуткостей". Ну, Толстой то вообще отдельная история, на него Ворд бы в каждом предложении ругался, что "предложение перегружено знаками препинания" и предлагало бы разбить на несколько более простых. :)
Но помню, кучу "шедеверов" мы нашли у Лермонтова. Где-то у меня валялась тетрадка с ними, но при моем количестве переездов... найти трудно...
Особливо запомнилось "Люблю скакать в телеге" - у меня прямо картинка такая ясная представлялась,как это... Представили?
А вообще-то мне очень нравится Ваш ликбез. Свои ошибки со стороны виднее. "Рабочий кабинет"... ёлки, постоянно ведь так говорю. Ну а "дарить подарки" - даже и не задумывалась, что это тавтология, а на сайте про праздники у меня это словосочетание сплошь и рядом...
Классики тоже не без греха. "Скакать в телеге" - изумительный перл :)
УдалитьОтносительно подарков могу сказать совершенно определённо: подарки делают или преподносят, а дарят какие-то вещи, внимание и т.д.
Ну вообще, да... делают или преподносят... а я все ходила и думала, если не "дарить подарки", то что с ними делать? А оказывается именно "делать"...
УдалитьЕщё вручать можно :)
УдалитьНа всякий случай, пишу комментарий второй раз. Правда, той хулиганской весёлости и восторга от собственных ляпов повторить не смогу. Если предыдущий комментарий пропал, зачит писать через аккаунт Googl не надо - пропадёт. Пишу через Имя/URL.
ОтветитьУдалитьДействительно, что-то странное творится. Я всегда комментирую здесь через аккаунт Гугл.
УдалитьЖаль, что безвозвратно пропали восторг и хулиганская весёлость :)
Да, я тоже, помнится, не сразу смогла отправить первый комментарий у Вас. Но сейчас уже приловчилась - только через имя/урл:)
УдалитьОльга, здесь я ничего поделать не могу. Пусть будет имя/урл. Ваш комментарий ведёт на ваш блог - и все довольны :)
УдалитьМария, прочитала о ляпах, что остается, только согласиться, что со стороны смотрятся они нелепо. Бум... стараться - исправляться. Но очень трудно "из болота тащить бегемота". Спасибо за науку!
ОтветитьУдалитьО ляпах ещё будет продолжение. Встречаются уникальные :)
УдалитьИнтересно написано!!! Думаю, что многие люди, у которых выросли дети, которые давно окончили школу... забыли, что такое синонимы, причастный и деепричастный обороты и т.д. А сколько всего в русском языке есть ещё: антонимы, фразеологизмы, омонимы, и многое другое. Как мне нравятся эти слова:)))
ОтветитьУдалитьСлова замечательные. Вот бы люди ещё умели ими пользоваться :
УдалитьПричастные и деепричастные обороты - это моя "боль".. Грешна. В последнее время старюсь разбивать фразы на более короткие.
ОтветитьУдалитьНатали, это - всеобщая боль. Удачи вам! А мы почитаем, что получится :)
УдалитьДа, и моя тоже... Борюсь с этим, мне кажется, что успехи наметились.
УдалитьВот и хорошо. В Львы Толстые нас всё равно никто не запишет, поэтому предложения на полстраницы культивировать не надо.
УдалитьА я вот симпатизирую слегка неадекватным авторам. Но не совсем таким как вы описывали, а, повторюсь, слегка! Так читать статью интереснее и веселее)
ОтветитьУдалитьДело вкуса, Юлия :)
УдалитьЧитала, что в Америке программа для проверки школьных сочинений поставила двойки... Хэмингуэю, рассказы которого туда в "проверялку" забросили... Двойку поставили именно за корявость фраз и плохую стилистику... ;))
УдалитьУ Хэмингуея стиль своеобразный, не всякая машина выдержит :)
УдалитьВпрочем, читала я его только в переводах.
О, классная тема))) По долгу службы тоже приходится читать разное, особенно, когда редакцию оккупируют практиканты))) Лично у меня немножко другая, но вечная проблема с текстами - заголовки. Вот редко удачные рождаются, не люблю и не умею на ними думать...
ОтветитьУдалитьДа, заголовки - это вечная проблема. Однако встречаются креативные люди: такие выдумывают, - закачаешься :)
УдалитьО, смотрю, не одна я грешу перегруженностью предложений...
ОтветитьУдалитьДа это-то ладно...
Нашла тут у себя одну жуткую ошибку. Не замечала! Жуть....
Какао-порошек писала! Кошмаррррр... Вот где ужас! И ведь знаю, как пишется слово порошок. Например, "стиральный порошок" всегда пишу правильно, а какао почему-то всегда у меня порошЕк... Кошмар!
Вот как такое возможно? У меня волосы дыбом встали, когда заметила :) Хорошо, что список ингредиентов проверить решила у себя на блоге, когда готовила!
Теперь вообще боюсь в свои рецепты заглядывать, вдруг инфаркт хватит, ттт!
"Какао-порошек" - это жесть. Как такое получается, ума не приложу. Я тут у себя в уже изданной (!) книге увидела страшное: "пигменты" вместо "ферменты". Представляете: пищеварительные пигменты?! Вот он, ужас-то :)
УдалитьУвидел некоторые свои косяки. Нужно больше обращать внимания на то, что пишу...
ОтветитьУдалитьРада помочь :)
УдалитьТак Трубецкой, несмотря на отсутствие знаний, хоть писал грамотно. Глядя на нынешних грамотеев, становится просто грустно.
ОтветитьУдалитьА ещё грустнее, что нынешние "грамотеи" с пеной у рта отстаивают своё право писать с ошибками.
УдалитьЭто да... это самое ужасное. И выдается всё за "аффторский стиль".
УдалитьА мне нравятся "Гаврилы" Ляписа! Всегда с удовольствием перечитываю этот фрагмент в книге.
А это "Гаврила был примерным мужем,
Гаврила жёнам верен был!" - супер!
Гаврилиада хороша, согласна :)
УдалитьШалею, когда люди, давая интервью или еще как глаголя, произносят предложение из 1000 слов, разбавляя их словосочетанием "то есть". Смысл предложения заканчивается уже после первой запятой.
ОтветитьУдалитьО культуре устной речи я вообще молчу. С самых высоких трибун такие перлы раздаются :)))
УдалитьКакая полезная статья! Я - не литератор, но писать-то приходится и хотелось бы без "ляпов"
ОтветитьУдалитьО том и речь, Людмила: все мы пишем :)
УдалитьОтличная и злободневная статья! Мне даже не кажется высказывание Ю. Полякова резким, наоборот - в самое яблочко!
ОтветитьУдалитьНе буду спорить, Алла.
УдалитьВот так интересную тему вы подняли, Мария! Многие из ваших правил даже не проходила в школе, хотя была 5 по русскому языку! У меня кстати тоже есть привычка много употреблять причастных и деепричастных оборотов, а вот "масло масляное" привычка наверно у всех, за собой тоже замечаю)) Точно ликбез!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Мария, за интересную и всем полезную статью! Буду с нетерпением ждать продолжения цикла статей на эту тему и устранять свой ликбез!
Вот и хорошо. Прямо-таки бальзам на душу :)
УдалитьДа-да, это штамп! Вот захотелось - и штампую :)))
Поучительно, иногда пишешь статью на блог, пытаешься донести мысль, и забываешь посмотреть со стороны на свое предложение с точки зрения всяческих "ляпов".
ОтветитьУдалитьВот именно поэтому не стоит писать статью сразу в админке блога и тут же публиковать её. Напишите в Ворде, проверьте правописание да отложите на денёк. При следующем прочтении ляпы станут заметнее. Правда-правда :)
УдалитьХорошая рекомендация. Я почти всё время пишу в Ворде, но дать "выстояться" денёк - такое не практикую. А получается - надо бы.
УдалитьНа денёк - это минимум. А ещё лучше, если есть человек, который вычитает "незамыленным" глазом. Но таких альтруистов не найдёшь...
УдалитьВсе мы не без греха, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. И не стоит так категорично, за меня 3 года назад тоже статьи писали, потом сама начала пробовать. Можно и нужно учиться, хотя бы выражать свои мысли на блоге...
ОтветитьУдалить"Так категорично" - это вы о чём, Наталья?
УдалитьАааабалденная статья. Настолько простая и понятная. И нужная. Для меня )))
ОтветитьУдалитьШутка. Просто из нее узнал себя, когда я, взявшись за написание постов для своего блога, ровно как и сейчас, в одном предложении, делаю сразу несколько оборотов.
Надо брать золотую середину.
Еще раз - спасибо.
Всегда пожалуйста, Александр :)
УдалитьНо ведь, действительно, нас в школе учили при написании сочинения или изложения, чтобы не было пунктуационных ошибок в тексте лучше писать не одно предложение, а три.
ОтветитьУдалитьЯ тоже считаю, что в этом смысле не стоит брать пример с Льва Толстого :)
УдалитьОригинально! Сервисного обслуживания я еще не встречала :) А вот любителей закрутить предложение так, что пока дочитаешь его до конца, забываешь, что было в начале, хватает. Мысль идет, рука не успевает! Такое тоже бывает :) Где-то читала, что чем проще и доступнее язык для читателя, тем лучше автор умеет передать суть. Особенно, это касается людей, которые ведут блоги. А вообще, большая часть активных блоггеров, пожалуй, хотели в то или иное время стать писателями.
ОтветитьУдалитьГалина, "сервисное обслуживание" вы легко найдёте в паспорте на любой товар, нуждающийся в обслуживании (приборы, бытовая техника и т.д.). В рекламе товаров тоже частенько встречается.
УдалитьА я вот сначала стала писателем, а потом появился блог :)
Мария, читала вашу статью и тихонечко хихикала сама над собой. Знаете, я ведь сама любитель деепричастных оборотов. До сих пор помню, как в курсовой работе в институте преподаватель по всему листу сверху вниз провел волнистую линию и написал : "Почти, как у Льва Толстого". В этом не было ничего удивительного, потому, что каждое предложение у меня было почти на пол страницы из-за моих любимых деепричастных оборотов.
ОтветитьУдалитьЧего не любила в школе, так это - учить правила. Я их и сейчас не знаю толком. Сочинения всегда писала на "хорошо", ошибок почти не было, потому, что читала очень много и читала не детективы, как сейчас, а серьезные романы русских классиков. Обожала произведения Бунина, Чехова, Алексея Толстого...
Писателем стать я ни когда не хотела, так уж судьба распорядилась, что пишу статьи. Возможно, и у меня, если внимательно вчитаться, ляпов найдется достаточно. :-)
Елена, у каждого из нас, пишущих людей, есть пристрастия. У вас вот обороты :)
УдалитьЛяпы найдутся у всех, было бы желание искать.
Почитал. Посмеялся.Поплакал. Поприкалывался. Подумал. И решил, а я вот умею красиво гвозди забивать! Смотрю как другие забивают, и критикую))) Ну не умеете вы гвозди забивать, зачем беретесь?
ОтветитьУдалитьХа-ха-ха. Гвозди тоже надо уметь заколачивать :)
УдалитьПолезно. Только вот, если все время помнить о правилах, можно такого наворотить!!! Этому, прежде всего учиться нужно. Только вот когда? Чукча - он ведь не читатель. Он - ПИСАТЕЛЬ)))
ОтветитьУдалитьЕлена, тут уж каждый решает сам: либо он чукча просто писатель, либо чукча грамотный писатель :)
УдалитьПодписываюсь на новые статьи и надеюсь на продолжение темы.
УдалитьСпасибо, Оксана!
Удалить