суббота, 8 февраля 2014 г.

16 Пароли не забываются

     Лишний раз пожалеешь, что нельзя вставить аудиофайл. Под Пинк Флойд читалось бы, я думаю, по-другому.
     А, вот мне напомнили добрые люди. Теперь можно и послушать :)
     Наша память – очень своеобразный архив. Хранит все, но свободного доступа к собственным «файлам» нет даже у тех, кто не страдает склерозом. Для каждого нужен свой пароль, а то и не один. Мудрое устройство, не позволяющее захлебнуться в прошлом. Его укрывает столько слоев невесомой ваты…
     Я давно не ищу взглядом окна на шестом этаже дома, что через дорогу. Даже номер телефона забылся. Вру. Просто я точно знаю, что никогда больше не наберу твой номер, и это знание уже не причиняет боли.
     Но стоит услышать Пинк Флойд, а особенно – «Shine on, you crazy diamond», я оказываюсь на кухне, освещенной лишь настольной лампой. Пинк Флойд и еще – запах карри отбрасывают меня почти на четверть века назад. Персональная машинка времени работает безотказно.
     Поздний вечер, почти ночь. Под коньяк и недавно купленную пластинку мы смотрим слайды. Горы, среди которых ты вырос, а я – никогда не увижу вживую: Тянь-Шань. Волнами накатывает музыка, низкие голоса звучат настойчиво и тоскливо, а на светлой стене сквозь сигаретный дым рисуются один за другим нездешние пейзажи.
     Съемка с вертолета на закате. То, что внизу, это не туман, – облака… Ледяное кружево у подножия пика Чапаева… Замерзший водопад, похожий на крылья бабочки… Пик Победы… Хан-Тенгри…
     Особенно Хан-Тенгри. Звучит заклинанием. Ветер срывает с его вершины снег, и сквозь этот узкий шлейф недобрым тусклым оком подсматривает за нами солнце.
     И в окно ломится ветер, затеявший бал для бездомных снежинок. За психоделик-роком его не слышно, только чуть колышутся неплотно задернутые занавески. Метели тоже хочется увидеть, что происходит в полутемной кухне. Меняются кадры на стене, а ты раз за разом возвращаешь иглу проигрывателя к началу песни. На свободном табурете лежит обложка диска: человек, стоящий к зрителю спиной, весь увешан лампочками.
     Тень твоего указательного пальца обводит мощную, почти идеальную пирамиду Хан-Тенгри, затем рисует маршрут по южному склону: от базы на леднике до острой вершины.
     – Пик Победы и Хан уже сделаны, – усмехаешься ты, мельком взглянув на меня. – А вот на Чапаева подняться не удалось. Лавины, знаешь ли. Нет, ни черта ты не знаешь и не понимаешь. Горы – наркотик. Настоящий, не смейся. Когда стоишь на вершине… Словами не объяснишь, попробуй представить. Панорама: весь мир под ногами. Осознание того, что ты дошел, одолел эту гору. Плюс – разреженный воздух и низкое давление. Все альпинисты – наркоманы. Ничего, вот поставлю тебя на горные лыжи, хоть что-то поймешь.
     – Лучше на водные.
     – Молчи, женщина. – и целуешь ладонь, щекоча усами.
     Кто бы еще мог безнаказанно мне такое сказать? Только один любитель карри. Наркоман, заплативший за кайф жутким варикозом и ненадолго застрявший в Москве, будто в чужом времени…
     «Crazy diamond» – длинная, но не бесконечная композиция. А жаль. Я давно уже старше тебя. Лавины…

16 комментариев:

  1. Мари, можно ведь ролик с Ютуб поставить..
    хотел, по привычке, воткнуть смайлик, но он абсолютно здесь не уместен...
    да..лавины...

    ОтветитьУдалить
  2. На самом деле горы- наркотик. Верю. Сама не много была в горах. Не много и не часто. Останавливает страх, наверно.... Страх того, что не смогу, подведу команду- в одиночку в горы наверно не ходят. Только на не очень сложные маршруты. Мне и таких хватает. Вот, думаю, на весну выбраться. Может выйдет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В одиночку и впрямь не стоит - слишком опасно. А то, что альпинисты на большой высоте испытывают эйфорию, схожую с наркотической, научно доказанный факт.

      Удалить
    2. а мне они порой снятся после Кавказской командировки...
      и знаю, что не поеду, но, блин, тянет...

      Удалить
    3. Горы - они такие. А меня вот к морю всё тянет :)))

      Удалить
  3. Погрустил вместе со всеми. Да, лавины - это серьёзно. Некоторые из наших знакомых тоже не вернулись с гор ...
    Пришлось и мне с коллегами в 1974-м побывать в лавине. На счастье - в небольшой.
    Интересно, а на какой высоте начинается эйфория? Я не был на больших высотах. На Кавказе ограничился 4 тыс.м, в Саянах и на Алтае - чуть более 2 - тыс., на Урале и того меньше. Там самая высокая гора Народа - 1882 м. Но подобные чувства ощущал в первом случае на высотах более 3 км, а в остальных - только при восхождении на вершины и при прохождении сложных перевалов. Мне кажется это связано не только с давлением и разреженным воздухом, а и с эмоциями, вызванными в процессе преодоления, достижения заветной цели.

    Crazy diamond очень уместна в этой зарисовке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько я помню, речь шла о высотах более 5000 метров. Хан Тенгри выше - 7000. На такой высоте действуют уже другие законы.

      Удалить
    2. Вполне возможно. Там уже действительно горы действуют наркотически.
      Но нам уже это, наверное, не дано проверить (.
      Во всяком случае, имею в виду себя. А вам желаю побывать хотя бы на 5 тыс. и испытать подобную эйфорию.
      В Непале на таких высотах есть несложные туристические маршруты.
      Наши кумовья Аня и Миша Заика побывали в одном из таких треккингов совсем недавно, уже в возрасте за 70. Они даже фильм об этом путешествии нам с Надей подарили. Надо будет записать в ютьюб и выложить в блоге

      Удалить
    3. Обязательно выложите и дайте ссылочку - с удовольствием посмотрю. Но сама я предпочитаю любоваться горами издали, моя стихия - море :)

      Удалить
    4. Вот уже ищу этот фильм. У меня видео много, но чёткого классификатора для их хранения пока не составил. По годам только разбивка.
      Вот пересматриваю. Но найду обязательно, сделаю и ссылку перешлю

      Удалить
    5. Да, привести в порядок свои архивы - это проблема из проблем :)
      Жду.

      Удалить
  4. Вот точно, горы - это настоящий наркотик. Я сам только однажды был в горах, но впечатлений набралось на всю жизнь.
    Очень душевно рассказали, Мария. И песня, песня... просто волшебная!

    ОтветитьУдалить
  5. Мария, как романтично!! Если не было бы так грустно. Тоже знаю одного альпиниста, погибшего в двадцать с небольшим...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Альпинисты - народ отчаянный. Они больны горами.

      Удалить